Previous Entry | Next Entry

17.04.2018. Berroeta - Urdax. 29 км.

Помимо малолюдности, одним из доводов в пользу камино Бастан было удобное разбиение на 20-25-километровые этапы, но, как водится, в реальности вышло все не так гладко. Два ключевых альберга (на третьем и четверном этапах - в Амайюре и Эспелетте) закрылись - как писали поначалу, до весны, что оставляло нам слабую надежду, но на деле, похоже, с концами (сейчас их даже нет на гронзе). Вот так оказалось, что третий день приготовил нам 29-километровый переход с нехилым подъемом в конце этапа. В идеале нам бы пройти в первый (самый плоский) или второй (тоже с терпимым рельефом) день на 5 км больше, в обоих случаях были варианты ночевки... но не вышло.

Перед длинным переходом мы очень старались выйти из альберге рано (получилось даже до 8!), хотя правила приюта,  вывешенные на стене предлагали паломникам выходить не позднее 10.00. Бастан все-таки удивительный!

IMG_6488(1)

Первое фото ухвачено прямо в дверях, во время сборов, когда  мы  вышли в путь, звонкая рассветная дымка рассеялась...

IMG_6489(2)

Церковь Св. Мартина,  возле которой мы ночевали. Путь ведет сельскохозяйственными проселками, мимо коров - невиданная порода оказывается странной местной модой отпиливать телкам рога - и к шоссе.

IMG_6493(3)

IMG_6494(4)

На повороте перед ним - первый каменный столбик, повстречавшийся нам  на Бастане. Может, старожилы помнят - были такие на Французском и других популярных путях или этот камень не столько древний, сколько местячковый?

IMG_6498(5)

Первая десятка километров сегодняшнего этапа так и будет петлять вдоль шоссе - NA-121, - то сходя с него, то возвращаясь.  До первой деревни нас провожает сеттер.

Деревеньки идут одна за другой довольно часто, весьма похожие одна на другую.

IMG_6501(6)

IMG_6510(7)

За очередным поворотом нас ждет долина с дремлющим  в овраге туманом. Кажется, это мы, наконец, вышли к Бастану, реке, давшей название этому варианту Камино Сантьяго.

IMG_6512(8)

В  следующей деревеньке мы делаем первую на сегодня остановку: переодеться (солнце начинает пригревать не в пример прошлым пасмурным дням), вытряхнуть камушек из ботинка, купить колы и мармеладных червячков, чтобы веселее идти, ну и фрукту заплечному жителю - наш запас детских пюрешек иссяк.

IMG_6513(9)

IMG_6528(10)

Еще через несколько километров -  единственный более или менее крупный городок Элизондо. Еще достаточно рано, часов одиннадцать - время необеденное. Городок симпатичный, но посмотреть его толком не получается: детеныш засиделся и рвется шкодить. Поэтому, сделав несколько фото на бегу, выскакиваем из центральной части города в поисках детской площадки или привала.

IMG_6531(11)

IMG_6533(12)

Мне везет:  площадка обнаруживается возле церкви - эта замечательная испанская традиция не подведет ни в одной деревне! Ищете детскую площадку - не плутайте зря, она у церкви!

IMG_6535(13)

Пока  ребенок шкодит, я успеваю обойти церковь кругом. Хотя сама церковь относительно новая - начала XX века - у ее стен обнаруживаются интересные надгробия. Так пролетает около часа - утренные туманы бесследно рассеиваются, вдоль шоссе жарко.

IMG_6547(14)

IMG_6549(15)

IMG_6551(16)

Лишь в одном месте камино уводит в тенистый овражек - тут немного прохладнее, журчит ручей, чавкает глинистая тропа - и уже через несколько сот метров возвращается на шоссе.

IMG_6554(17)

Вот и следующая деревня, Арискун. Напротив церкви Св. Иоанна Крестителя - по-видимому, XVI-XVII веков, частью ренессансной, частью барочной - небольшой семейный бар. Мы вваливаемся в него в самом начале меню-дель-диа и прерываем обед хозяйки: она безропотно отодвигает тарелку и отправляется хлопотать. С хозяйкой и баром нам на редкость повезло: мой рыбный суп оказывается крем-супом с разнообразными морскими гадами, выбранный мужем суп с нутом - предсказеумо нажорист, но главное - совершенно неожиданно одним из вариантов второго блюда оказывается кабан! Нежнейшее мясо тонкими ломтиками, ароматный соус, на удивление вкусный жареный картофель (причем картошки раза в два меньше, чем мяса...). То что  надо, чтобы набраться сил! А на десерт мы выбираем куахаду. Это что-то вроде йогурта на овечьем молоке, потом мы  встретим этот десерт в разных концах Наварры и Страны Басков, но вкуснее всего он здесь - домашний, в маленьких керамических горшочках, подернутый заветренной, но очень аппетитной корочкой.

Как заботливо подсказывает мне Энциклопедия Наварры, в этой пустой и жаркой деревеньке помимо церкви было несколько дворцов...  но  нам  снова не до того.

IMG_6556(18)

После такого сытного обеда оставшиеся километры до Амайюра сами собой бегут под ноги.

IMG_6559(19)

Все ближе холмы, которые нам придется переваливать...

IMG_6564(20)

Вот и Амайюр. Он также богат историей - расположившись в тени церкви, я наблюдаю за парой испанцев, осматривающих город в сопровождении экскурсовода.

IMG_6576(21)

На холме над городском возвышается стелла - я решила было, что это наследие наполеоновских или карлистских войн, но, оказывается, она установлена в 1922 году (и снова в 1980) на месте средневекового замка.  Нам, впрочем, не до достопримечательностей. Пока я отдыхаю в тени, муж  героически шкодит ребенка. Естественно, он тоже желает ходить с треккинговыми палками. Получается как-то так:

IMG_6571(22)

После экскурсантов я нахожу новый объект для наблюдения: на дороге в город показываются два паломника - первые, встреченные нами на Бастане. Очевидно, без рюкзаков и с ребенком мы мало похожи на пилигримов... они проходят мимо без привычного  "буэн камино". Наверное, помимо закрытого приюта, в Амайюре есть гостиница, вероятно, с весьма негуманным ценником (баски живут зажиточнее других испанских регионов).

Время идет... отдых вышел долгим, больше часа. Часы на колокольне отбивают сначала четыре, а затем и пять. Пора двигаться дальше, нам нужно пройти еще более девяти километров. От этой мысли становится немного страшно.

Вот уже и коровы возвращаются с пастбища.

IMG_6581(23)

Хотя жара немного спала, как только начинается подъем, нам делается очень и очень тепло.

IMG_6585(24)

Одна радость - замшелые вязы затеняют дорогу. Небольшими перебежками от одной тени до другой, то и дело оставливаясь перевести дух и ахнуть на открывающиеся виды, осиливаем подъем.

IMG_6588(25)

Сначала один.... затем другой... и третий...

IMG_6592(26)

Крутизну подъема можно оценить по этой (26) фотографии. Кажется, это был самый крутой подъем на обоих путях  - Бастане и Баскском, - хотя, конечно, жара добавила ... хм, "жару". В любом случае, намного круче О-Себрейро на Французском пути. Впрочем, в "правильную" сторону, вероятно, проще, там более пологий склон.

IMG_6598(27)

Чем выше, тем меньше деревьев. Жарко, тяжко. Красиво!

IMG_6600(28)

Одолев подъем, мы выходим на шоссе. Я изнемогаю от жары, хочется пить и не верится, что я смогу идти дальше. На другой стороне шоссе обнаруживается зона отдыха. Фото  нет - мне не до того. Снять рюкзак, попить, умыться, перевести дух, вспомнить про волшебные мюсли (уже в который  камино я непременно беру с собой батончики corny, и уже в который раз они помогают, когда вдруг резко заканчиваются силы).  В этот раз жую безо всякого удовольствия, ибо уже третий день к  ряду. Однако предательские мысли, а не вызвать ли такси, отступают. Вниз как-никак легче...

IMG_6602(29)

Ха! -  сказал бы муж. У него сел телефон, и на спуске (с редкой и разнообразной разметкой) мы остаемся без трека. Идем, руководствуясь скорее здравым смыслом. Серпантин технических дорог и троп предлагает много вариантов (помимо камино, здесь проходит несколько прогулочных маршрутов), но здравый смысл (слава Богу, не мой!) не подводит.

IMG_6603(30)

Спуск довольно крутой, и вот, наконец, в девятом часу мы выходим к Урдаксу. Где-то выше в просвете между лиственниц я вижу однозначно идентифицируемый квадрат монастыря - здесь наш сегодняшний альберг. На входе в городок - путевой камень, вероятно, творение местного мастера.

IMG_6607(31)

Дверь приюта оказывается закрытой, но через минут двадцать приезжает (на мерседесе) оспиталера. Оказывается, сегодня мы не одни - в альберге еще трое паломников (они случайно захлопнули дверь, которая должна была оставаться открытой). С мужчиной мы успеваем обменяться парой слов, с семейной парой - только "буэн камино" следующим утром. Уже поздно, эрзац-ужин, эрзац-беседа, эрзац-душ и спать...

( 10 comments — Leave a comment )
nic_angel
Aug. 1st, 2018 06:24 pm (UTC)
замечательно))
спасибо за то, что поделились))
black_marya
Aug. 1st, 2018 06:33 pm (UTC)
Спасибо на добром слове!
karyatyda
Aug. 1st, 2018 07:00 pm (UTC)
Какие вы молодцы!
black_marya
Aug. 1st, 2018 07:12 pm (UTC)
Спасибо)
lana_ustinov
Aug. 1st, 2018 09:13 pm (UTC)
С ребенком - все-таки геройство) Я забыла, напомните, пожалуйста, в каком месяце Вы шли?
black_marya
Aug. 2nd, 2018 05:18 am (UTC)
Что-то безумно-героическое, безусловно, есть) Наш маршрут, увы, детным не посоветуешь, хотя можно смело идти по альбергам - ни души! Подкузьмили попутчикам мы только в Урдаксе, и то, мнекажется, подъем в пол-восьмого не считается) А вот бездетным очень советую - Бастан так просто маленькая жемчужна; да, всего пять дней, но ни одного проходного и скучного этапа.
Шли в апреле-мае, и в целом нам везло, погода хорошая была, как раз дожди кончились. Иногда даже слишком хорошая... У меня требования специфические: туман и холод - отлично, а жара (ну такая, больше 25 градусов))) - и все, идти не могу. Без веса проще, до 30 шла нормально, а с грузом, оказалось, совсем не то же самое.
lana_ustinov
Aug. 2nd, 2018 09:17 am (UTC)
Спасибо! Уже заинтересовлась. Хотя, после Португеза, я о себе стала лучшего мнения как ходок) Убедилась, что могу и больше. У меня они тоже очень специфические, требования эти:) Световой день нужен, чтобы идти до упора, часов до 10 вечера. Я одна, без смартфона, айфона, мне в 4-5 - тупо "делать нечего", - поэтому надо дальше идти. А вот с погодой, тоже сейчас понимаю, что как хорошо, что сейчас не в пути. У нас - за +30, и полнейший дурдом. Холод не очень люблю, дождь вообще - бр, не выношу) В общем, подавай мне - светло, тепло (- но до 25), и чтоб на все время, ага, - самой смешно:) А туман - очень красиво, да, - если только ноги при этом сухие!
luchar
Aug. 3rd, 2018 01:10 am (UTC)
Интересно, а как тут в марте? Я на себя примеряю разные короткие варианты. Подобралась максимально близко - смотрела начало Норте. :)
black_marya
Aug. 3rd, 2018 05:58 am (UTC)
В марте не ходила, но тоже "приценивалась". Как я понимаю, лучше, чем февраль с его снегом, и лучше, чем апрель, который считается одним из самых дождливых месяцев в Испании (после ноября, кажется).

Явный минус - температура в альберге. Альберге хорошие, большие, но народу ходит очень мало, так что будет холодно внутри. Мы в первый день оценили. Одеяла, конечно, есть, спать нормально, но ждать, пока ужин сготовится, было грустно.

И еще - много грунта на территории Испании, мы шли как раз после затяжных дождей, первые дни было местами непросто, а по свежей-то грязи, думаю, совсем весело будет.

Но вообще из коротких вариантов Бастан, думаю, лучший. Английский проигрывает однозначно. Разве что камино Фистерра еще прям хорош, но это смотря чего насмотрелись - мы Галисию уже неплохо знаем, а Басконию было интересно посмотреть во всех ипостасях (и французской в том числе). Остальные пути чуть длиннее. Арагонский и Санабрес вы вроде ходили? Значит, конкурентов не осталось. Разве что Примитиво. Не помню, его вы ходили? Ну и Инвьерно, Зимний вариант Французского, там красиво, мимо Лас-Медулас. Не помните, это Инвьерно кто-то ругал в группе за нелогичность разметки (в смысле что маршрут неоптимально проложен)?

Норте должен быть интереснее своими городами, особенно после Бильбао: там и Комильяс, и Сантильяна, и Льянес и что там еще... Я бы хотела пройти когда-нибудь... ну а если Вадиньенсе-Лебаньего-Сальвадор присоединить - просто мечта! А еще после полутора дней во Франции захотелось из Ле-Пуи пройти... Но длинные пути, если честно, жалко кусочничать. Понятно, что с отпуском сложно, но идти долго - это особый опыт, очень хочется попробовать.

Edited at 2018-08-03 07:13 am (UTC)
luchar
Aug. 3rd, 2018 12:56 pm (UTC)
Посмотрела разные фотографии. Очень красиво даже в марте. Понятно, что если будут дожди, то будет не так. И природа красивая, деревни. И мне нравится, что полтора дня проходит по Франции. Нам тоже понравилось по Франции ходить. :)
Вы герои, конечно, с ребенком 30 км по непростому рельефу.
( 10 comments — Leave a comment )