black_marya (black_marya) wrote,
black_marya
black_marya

День 4. Камино Бастан из Урдакса в Юстарис

18.04.2018. Urdax - Espelette - Ustaritz. 12 км пешком, 10 км на автобусе.

Первым проснулся наш детеныш. Как обычно, около семи (то есть восьми по Москве). Как ни странно - хотя чего тут странного, это же Бастан - альберге еще спал. Пару минут. Ну и правильно, из альберге все же надо выходить до 8.
На завтрак  у нас оставался, кажется, только хлеб и острый крем-сыр, так что я с ребенком быстро собралась. Перед выходом сфотографировала монастырский двор, в который выходили окна спальни. Напротив - монастырская церковь, которая, конечно, не вошла в кадр. Слева корпус, который выходит на городскую площадь. На втором этаже - вверх по деревянной лестнице - большая зала и просторная кухня, также принадлежащие альбергу. Не знаю, можно ли было выйти во внутренний дворик, но, подозреваю, что вряд ли.

(1)

У стен монастыря - городская площадь, совершенно пустынная в этот утренний час, и небольшая детская площадка. Тут мы ждем, пока соберет свой неподъемный рюкзак Юра. Успеваем проводить всех паломников, встретить оспиталеру, приехавшую убирать альберге, и вот, наконец, можно выходить.

(2)

(3)

Как, как у других получается совмещать камино с осмотром близлежащих достопримечательностей?! Всего-то в паре километров (увы, напрямик через горы) находится Сугуррамурди, деревенька со зловещей славой местного Салема: в 1610 г. здесь горели костры Инквизиции. Около сорока горожан попали под подозрение в ведьмовстве, примерно половина раскаялись и получили прощение, остальные же были сожжены. Неподалеку есть пещера, которую называли "дьяволовой", судя по всему, весьма величественная. Сейчас городок использует старые легенды для собственного обогащения. Впрочем, путешественники оценивают небольшой музей ведьмовства, открытый в Сугуррамурги, куда ниже, чем пещеру.
Кстати, про Сугуррамурди и современных ведьм есть стебный фильм (2013 г.).


Любопытно, что же такое в баскском характере, что со времен Каликстинского кодекса (Сие есть народ варварский, с прочими людьми несходный в обрядах и по сути, злобы полный, цветом темный, с лица нехороший, испорченный, порочный, неверный, бесчестный, пустой и развращенный, похотливый, хмельной, ко всяческому рукоприкладству склонный, ярый и дикий, нечестный и порицаемый, неблагочестивый и грубый, жестокий и сварливый, к порывам благим неспособный, полностью в пороках и неправедности взращенный, с гетамии сарацинами сходный, злобою своей и к нашему галльскому народу недружественностью, за один нум лишь наваррец или баск убьет, коли сможет, галла) до сих пор их наделяют сверхестественными чертами.

Ну и ладно... что попасть в Сугуррамурди не получится, было ясно с самого начала. Но в Урдаксе есть своя собственная пещера, в которую при желании можно было сходить. С этой идеей я играла долго... но пройдя три дня с весом, который всегда считала для себя предельным, поняла, что думать нужно о том, как дойти до точки ночевки.

(4)

Но прежде чем уйти из Урдакса, мы все же быстро кружим по его улицам - глазеем по сторонам и ищем магазин, в котором можно купить что-нибудь в дорогу себе и ребенку. Увы! единственный магазин - это табачная лавка. Ну что же, тогда хватит время терять, в путь!

(5)

Поначалу путь идет по изножью холма, теснящего долину, в которой приютился Урдакс. Со склона стенают ручьи с ключевой водой. Каждый "оборудован" лавочкой, каменным изваянием, интересно оформленным стоком, у каждого стоит или висит чашка, кружка, стакан. Идем и завидуем местным жителям - как же все красиво и благоустроенно.

(6)

Обойдя ближний холм, камино выводит в соседнюю долину. И тут неожиданно теряется в перекопанном поле и небольшом котловане. Здесь строят дорогу. Так... Паломники, которых мы видели в альберге не пугали нас страшными историями о непроходимом пути, да и одежда и обувь были чистые. Где же они шли? Прошли по накатанной тракторами дороге вдоль поля, уперлись в забор. Вернулись. Потоптались. Полезли через котлован. Перелезли, нашли знаки и поскорее скрылись с глаз всполошившихся дорожных рабочих.

Камино шел вдоль реки, но затем вылез снова на шоссе.

Пока мы любовались утром и баскским размеренным бытом, пока развлекались на дорожных работах, пока пробирались по заросшей и влажной тропе... утро пролетело. До границы с Францией идем по шоссе. Вот собственно граница и здание таможни. Немного не доходя, на испанской стороне штуки четыре огромных торговых центра. Судя по всему, сюда ездят закупиться подешевле сопредельные французы. Мы забрели в один, затем в другой - детской еды нет нигде. Не дьюти-фри, конечно, но что-то очень сходное. С горя купили бананов ребенку, а себе колы. Выпили и съели тут же, притулившись к витрине - единственная тень на залитом солнцем перекрестке.

(7)

Самое сильное впечатление этого дня, если не всего камино, что сразу же за этой практически виртуальной границей все совершенно другое: и дома, и угодья, и сама природа. А я-то думала, что своеобычные совсем "неиспанские" баскские дома - это след французского влияния. Так нет! Больше всего они похожи на альпийские дома...

(8)

На французской стороне желтые стрелки встречаются реже, зато повсюду маркировки пешеходных маршрутов. Паломников нет, но много прогуливающихся французов. Вот по таким дорогам, мимо домов с огромными угодьями... выходим к небольшому городку... не рискну транскрибировать... Ainhoa.

(9)
Покружили по главной улице, поглазели на цены (ого-го!), магазинчики с баскскими сувенирами (да, здесь тоже баски)...

(10)

... пополнили запасы воды, поставили печать в туристической информации, выпустили детеныша пошкодить - а как не выпустить, если прямо на камино детская площадка, - доели запасы, и двинулись дальше. Если сюда мы шли по предместьям, где изредка можно было укрыться в теньке, то после Айноа - безжалостный подъем по поросшему кустарником склону.

(11)

Жару я переношу плохо, а с весом оказывается намного сложнее, чем налегке, и (сколько там их было-то) 25 тепла воспринимаются как все 35. Умерьте гордыню, молодые и сильные, вот так и ходят камино те, кто старше вас и не может похвастаться таким же здоровьем.

(12)

Изредка встречаются вековечные вязы, я безбоязненно забиваюсь в каждую щель великана-дерева.

(13)

Примерно на середине подъем перебегает ручей. От журчащей, веющей прохладой воды не хочется уходить.

(14)

Я не без оснований подозреваю, что выше тени будет еще меньше. Виды отвлекают от жары лишь надолго.

(15)

Кто спрашивал, с какой музыкой ходят камино? Конец первого и второго дня у меня звучит голосами Петсона и Финдуса, а этот подъем ассоциируется со сказками дядюшки Римуса...

(16)

Как водится, с обратной стороны холм совсем другой. В солнечной дымке перетекают один за другим холмы, а Эспелетта, следующего города на этапе, где мы планировали передохнуть и пообедать, не видно.

(17)

(18)

Даже лошадки  во Франции другие - вон какие легконогие и изящные. А у басков мы видели коренастых тяжеловозов.

(19)

Дальше  камино ведет уже даже не по грунту, а по шоссе. От асфальта пышет жаром. Вместо паломников то и дело встречаются кемперы. Хорошо им - можно и от солнца спрятаться, и посидеть на залитой светом травке.

(20)

Вот, наконец, Эспелетт. Время около трех, а обед давно закончился. У меня просто руки опускаются. Представляю, сколько придется заплатить за какую-нибудь невесомую закуску, чтобы просто посидеть в холодке... Нет, я так не хочу. Ничего не хочу. Идти никуда тоже не хочу.

К счастью, за углом обнаруживается кулинария. Надежда и аппетит просыпаются одновременно. Набираем себе сытный обед (кажется, около 27 евро на троих), съедаем тут же. Приходим за добавкой. Успокаиваем продавца, нет, это нам греть не надо, это на ужин...

Надо решать, что делать дальше. У нас забронирована гостиница в Юстарисе. Идти туда еще десять километров и, судя по карте, тоже вдоль шоссе... Даже силы вроде бы есть -  пока не выходишь на солнцепек. Решаем, что я  не дойду, и надо искать такси. Отправляемся в офис туристической информации. Он расположен на окраине городка, вот в этом замке.

(21)

Эспелетт, судя по всему, - центр местной гастрономии. Всюду магазинчики с красными перцами на вывесках, витринах, по улицам неспешно прохаживаются туристы с множеством бумажных пакетов. Эспелетт славится особой разновидностью перца и шоколадом с его добавлением. Немудрено, что приют здесь закрылся. Городок делает бизнес иначе. Но то, что оказалось для нас проклятием, нас же и спасло. Сюда ходит рейсовый автобус из Байонны, который (что неудивительно) останавливается в  Юстарисе. А мы-то приготовились выложить сотню евро за такси! (Автобус стоил то ли 2, то ли 3).

А надо сказать, у нас была альтернатива - из Урдакса в Юстарис основная ветка камино ведет через другой городок, Соруайде, маленький и заштатный. Вот оттуда, наверняка, нам бы пришлось идти пешком... или искать ночевку прямо там.

До автобуса у нас часа полтора. Как выясняется, почти все в Эспелетте мы уже посмотрели - кроме вот той церкви. Пока то да се, мы  уже решаем, что она и издали неплохо смотрится...

Детеныш радуется автобусу еще больше мамы. Вот так, и старайся быть правильным пилигримом - а ребенку автобус подавай!

Полчаса - и мы на месте с благоприобретенными бумажными пакетиками: еда из кулинарии, сыр, вино, шоколад. Не сказать, что я их заслужила... но они  были очень и очень духоподъемными.
Tags: baztan, camino, Испания собственными глазами, Франция, фотоальбом
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments