Previous Entry | Next Entry

18.04.2018. Urdax - Espelette - Ustaritz. 12 км пешком, 10 км на автобусе.

Первым проснулся наш детеныш. Как обычно, около семи (то есть восьми по Москве). Как ни странно - хотя чего тут странного, это же Бастан - альберге еще спал. Пару минут. Ну и правильно, из альберге все же надо выходить до 8.
На завтрак  у нас оставался, кажется, только хлеб и острый крем-сыр, так что я с ребенком быстро собралась. Перед выходом сфотографировала монастырский двор, в который выходили окна спальни. Напротив - монастырская церковь, которая, конечно, не вошла в кадр. Слева корпус, который выходит на городскую площадь. На втором этаже - вверх по деревянной лестнице - большая зала и просторная кухня, также принадлежащие альбергу. Не знаю, можно ли было выйти во внутренний дворик, но, подозреваю, что вряд ли.

(1)

У стен монастыря - городская площадь, совершенно пустынная в этот утренний час, и небольшая детская площадка. Тут мы ждем, пока соберет свой неподъемный рюкзак Юра. Успеваем проводить всех паломников, встретить оспиталеру, приехавшую убирать альберге, и вот, наконец, можно выходить.

(2)

(3)

Как, как у других получается совмещать камино с осмотром близлежащих достопримечательностей?! Всего-то в паре километров (увы, напрямик через горы) находится Сугуррамурди, деревенька со зловещей славой местного Салема: в 1610 г. здесь горели костры Инквизиции. Около сорока горожан попали под подозрение в ведьмовстве, примерно половина раскаялись и получили прощение, остальные же были сожжены. Неподалеку есть пещера, которую называли "дьяволовой", судя по всему, весьма величественная. Сейчас городок использует старые легенды для собственного обогащения. Впрочем, путешественники оценивают небольшой музей ведьмовства, открытый в Сугуррамурги, куда ниже, чем пещеру.
Кстати, про Сугуррамурди и современных ведьм есть стебный фильм (2013 г.).

Любопытно, что же такое в баскском характере, что со времен Каликстинского кодекса (Сие есть народ варварский, с прочими людьми несходный в обрядах и по сути, злобы полный, цветом темный, с лица нехороший, испорченный, порочный, неверный, бесчестный, пустой и развращенный, похотливый, хмельной, ко всяческому рукоприкладству склонный, ярый и дикий, нечестный и порицаемый, неблагочестивый и грубый, жестокий и сварливый, к порывам благим неспособный, полностью в пороках и неправедности взращенный, с гетамии сарацинами сходный, злобою своей и к нашему галльскому народу недружественностью, за один нум лишь наваррец или баск убьет, коли сможет, галла) до сих пор их наделяют сверхестественными чертами.

Ну и ладно... что попасть в Сугуррамурди не получится, было ясно с самого начала. Но в Урдаксе есть своя собственная пещера, в которую при желании можно было сходить. С этой идеей я играла долго... но пройдя три дня с весом, который всегда считала для себя предельным, поняла, что думать нужно о том, как дойти до точки ночевки.

(4)

Но прежде чем уйти из Урдакса, мы все же быстро кружим по его улицам - глазеем по сторонам и ищем магазин, в котором можно купить что-нибудь в дорогу себе и ребенку. Увы! единственный магазин - это табачная лавка. Ну что же, тогда хватит время терять, в путь!

(5)

Поначалу путь идет по изножью холма, теснящего долину, в которой приютился Урдакс. Со склона стенают ручьи с ключевой водой. Каждый "оборудован" лавочкой, каменным изваянием, интересно оформленным стоком, у каждого стоит или висит чашка, кружка, стакан. Идем и завидуем местным жителям - как же все красиво и благоустроенно.

(6)

Обойдя ближний холм, камино выводит в соседнюю долину. И тут неожиданно теряется в перекопанном поле и небольшом котловане. Здесь строят дорогу. Так... Паломники, которых мы видели в альберге не пугали нас страшными историями о непроходимом пути, да и одежда и обувь были чистые. Где же они шли? Прошли по накатанной тракторами дороге вдоль поля, уперлись в забор. Вернулись. Потоптались. Полезли через котлован. Перелезли, нашли знаки и поскорее скрылись с глаз всполошившихся дорожных рабочих.

Камино шел вдоль реки, но затем вылез снова на шоссе.

Пока мы любовались утром и баскским размеренным бытом, пока развлекались на дорожных работах, пока пробирались по заросшей и влажной тропе... утро пролетело. До границы с Францией идем по шоссе. Вот собственно граница и здание таможни. Немного не доходя, на испанской стороне штуки четыре огромных торговых центра. Судя по всему, сюда ездят закупиться подешевле сопредельные французы. Мы забрели в один, затем в другой - детской еды нет нигде. Не дьюти-фри, конечно, но что-то очень сходное. С горя купили бананов ребенку, а себе колы. Выпили и съели тут же, притулившись к витрине - единственная тень на залитом солнцем перекрестке.

(7)

Самое сильное впечатление этого дня, если не всего камино, что сразу же за этой практически виртуальной границей все совершенно другое: и дома, и угодья, и сама природа. А я-то думала, что своеобычные совсем "неиспанские" баскские дома - это след французского влияния. Так нет! Больше всего они похожи на альпийские дома...

(8)

На французской стороне желтые стрелки встречаются реже, зато повсюду маркировки пешеходных маршрутов. Паломников нет, но много прогуливающихся французов. Вот по таким дорогам, мимо домов с огромными угодьями... выходим к небольшому городку... не рискну транскрибировать... Ainhoa.

(9)
Покружили по главной улице, поглазели на цены (ого-го!), магазинчики с баскскими сувенирами (да, здесь тоже баски)...

(10)

... пополнили запасы воды, поставили печать в туристической информации, выпустили детеныша пошкодить - а как не выпустить, если прямо на камино детская площадка, - доели запасы, и двинулись дальше. Если сюда мы шли по предместьям, где изредка можно было укрыться в теньке, то после Айноа - безжалостный подъем по поросшему кустарником склону.

(11)

Жару я переношу плохо, а с весом оказывается намного сложнее, чем налегке, и (сколько там их было-то) 25 тепла воспринимаются как все 35. Умерьте гордыню, молодые и сильные, вот так и ходят камино те, кто старше вас и не может похвастаться таким же здоровьем.

(12)

Изредка встречаются вековечные вязы, я безбоязненно забиваюсь в каждую щель великана-дерева.

(13)

Примерно на середине подъем перебегает ручей. От журчащей, веющей прохладой воды не хочется уходить.

(14)

Я не без оснований подозреваю, что выше тени будет еще меньше. Виды отвлекают от жары лишь надолго.

(15)

Кто спрашивал, с какой музыкой ходят камино? Конец первого и второго дня у меня звучит голосами Петсона и Финдуса, а этот подъем ассоциируется со сказками дядюшки Римуса...

(16)

Как водится, с обратной стороны холм совсем другой. В солнечной дымке перетекают один за другим холмы, а Эспелетта, следующего города на этапе, где мы планировали передохнуть и пообедать, не видно.

(17)

(18)

Даже лошадки  во Франции другие - вон какие легконогие и изящные. А у басков мы видели коренастых тяжеловозов.

(19)

Дальше  камино ведет уже даже не по грунту, а по шоссе. От асфальта пышет жаром. Вместо паломников то и дело встречаются кемперы. Хорошо им - можно и от солнца спрятаться, и посидеть на залитой светом травке.

(20)

Вот, наконец, Эспелетт. Время около трех, а обед давно закончился. У меня просто руки опускаются. Представляю, сколько придется заплатить за какую-нибудь невесомую закуску, чтобы просто посидеть в холодке... Нет, я так не хочу. Ничего не хочу. Идти никуда тоже не хочу.

К счастью, за углом обнаруживается кулинария. Надежда и аппетит просыпаются одновременно. Набираем себе сытный обед (кажется, около 27 евро на троих), съедаем тут же. Приходим за добавкой. Успокаиваем продавца, нет, это нам греть не надо, это на ужин...

Надо решать, что делать дальше. У нас забронирована гостиница в Юстарисе. Идти туда еще десять километров и, судя по карте, тоже вдоль шоссе... Даже силы вроде бы есть -  пока не выходишь на солнцепек. Решаем, что я  не дойду, и надо искать такси. Отправляемся в офис туристической информации. Он расположен на окраине городка, вот в этом замке.

(21)

Эспелетт, судя по всему, - центр местной гастрономии. Всюду магазинчики с красными перцами на вывесках, витринах, по улицам неспешно прохаживаются туристы с множеством бумажных пакетов. Эспелетт славится особой разновидностью перца и шоколадом с его добавлением. Немудрено, что приют здесь закрылся. Городок делает бизнес иначе. Но то, что оказалось для нас проклятием, нас же и спасло. Сюда ходит рейсовый автобус из Байонны, который (что неудивительно) останавливается в  Юстарисе. А мы-то приготовились выложить сотню евро за такси! (Автобус стоил то ли 2, то ли 3).

А надо сказать, у нас была альтернатива - из Урдакса в Юстарис основная ветка камино ведет через другой городок, Соруайде, маленький и заштатный. Вот оттуда, наверняка, нам бы пришлось идти пешком... или искать ночевку прямо там.

До автобуса у нас часа полтора. Как выясняется, почти все в Эспелетте мы уже посмотрели - кроме вот той церкви. Пока то да се, мы  уже решаем, что она и издали неплохо смотрится...

Детеныш радуется автобусу еще больше мамы. Вот так, и старайся быть правильным пилигримом - а ребенку автобус подавай!

Полчаса - и мы на месте с благоприобретенными бумажными пакетиками: еда из кулинарии, сыр, вино, шоколад. Не сказать, что я их заслужила... но они  были очень и очень духоподъемными.

( 20 comments — Leave a comment )
luchar
Aug. 24th, 2018 02:26 pm (UTC)
Правильно, нечего так долго спать! :))

Мария, а почему вы не остановились в Эспелете? В Юстарисе вроде не дешевле? Да, жаль, что приют закрыли там и в Амайюре. Очень удачно по дням раскладывался маршрут через эти городки. Этот кусок -- от Байонны до Урдакса или Эйноа (там вроде есть жит) -- самый мутный в смысле жилья.

По поводу достопримечательностей. Всё лето следила за фотографиями с французского -- и никто не прошел через Санта-Мария-де-Эунате. Если с мужем пойдем франсес, то обязательно запланируем эту церковь, в которую мы не попали -- была сиеста. Не знаю, как смотрят другие, мы или делаем короткие этапы, или подъезжаем (пропускаем скучные участки, в основном). На Санабрес однажды так сделали, на Арагонском -- два раза. А иногда просто пропускаем достопримечательности. Например, на Арагонском кучу всего пропустили, увы. Не хватает сил на всё, а через несколько дней пути уже то ли приоритеты меняются, то ли восприятие притупляется, не знаю, а на Арагонском ближе к французскому появились опасения остаться без мест.
Записала пещеру в Урдаксе. Честно говоря, хотела ее пропустить, теперь подумаю. :) А Сугаррамурди, мне кажется, совсем в стороне.

Согласна с вами, интересно переходить из одной страны в другую и видеть, как всё становится другим -- дома, деревни, поля и даже природа! Мне нравится Бастан, даже не подозревала, что тут есть такие интересные городки по обе стороны границы. Почему-то мне интереснее ходить и ездить в малопопулярные места. Тут еще интересно собрать в кучу всю историческую страну басков -- испанские земли и французские. Пока остановились на нем (если ничего не изменится) и теперь думаю, как интереснее заполнить еще два с половиной дня.
black_marya
Aug. 24th, 2018 03:55 pm (UTC)
Эспелетт совсем дорогой - там от 110 евро начинались гостиницы (плюс, возможно, за детей дополнительный побор... или где-то вообще запрещали). Юстарис подешевле (ну как подешевле - 80). Кто ж знал, что так обернется... 22 км - да раз плюнуть ведь! Я еще думала в ту пещеру (то ли в 10, то ли в 11 первый заход) утром сходить, а потом на этап))))

Муж вот, наоборот, изнемогал те 12 км идти 5 или 6 (с учетом выгула детеныша) часов. Да что там, я сама не недоумевала, как же я так медленно иду. До следующего жаркого дня, когда история повторилась...

Эунанте - волшебная, таких мест много, даже на том же этапе из Памплоны еще две как минимум интереснейших романских церкви чуть в стороне от камино... теперь-то мы их все знаем, но когда шли... А что-то просто не смогли найти. Например, знала, что возле Палас-де-Рея интересный монастырь, смотрели во все глаза - но ни одного указателя не было! Выходит, надо заранее и координаты находить. А потом, например, вот есть следующий альберг через 35-40 км без вариантов - и все, ничего на этапе не посмотришь. А уж про праздники и понедельники я вовсе молчу! Спасибо собор в Бургосе и дом епископа в Асторге посмотреть дали... все остальное - или новый год или понедельник. Муж трижды был в Понферраде и ни разу не случилось, чтобы замок был открыт.

Кстати, пещера в Урдаксе, возможно, не самая интересная, хотя фото красивые. Мне очень запала Gruta de las Maravillas в Арасене (Андалусия)... Я так себя и упокаивала, что, мол, видали и получше) Но если есть возможность, думаю, интересно посмотреть.
luchar
Aug. 24th, 2018 04:54 pm (UTC)
Меня эта пещера не скажу, что впечатлила. Надо еще посмотреть в Сугаррамурди, может, там интереснее.
В общем, надо или что-то искать или планировать ночевку в Эйноа. Если, конечно, тот жит работает в марте. На их сайте написано, что открыт, но веры этим сайтам нет, надо писать и узнавать...
Когда мы ходили с дочкой, она тоже изнывала, что мы так медленно идем. :) Не жалели, что детенка такого маленького взяли?
black_marya
Aug. 24th, 2018 04:59 pm (UTC)
Без него, конечно, родителям было бы куда-как проще (и они пошли бы Санабрес))) Но куда же без него? Но, главное, ему вроде нравится. Вот пока пост писала - смотрел фото, тыкал пальцем, говорил, гулять, там лес... все помнит пока!
luchar
Aug. 24th, 2018 05:10 pm (UTC)
А сколько ему? :) Мы с маленькими никуда почти не ездили, не до того было. Как-то поехали в горы, когда младшей было 2,5 года. Каждый день 5 км утром смело шла пешком. А обратно у папы на шее или просто на руках, спя. :)
black_marya
Aug. 24th, 2018 05:19 pm (UTC)
Чуть меньше 2 было на момент поездки (последний шанс слетать за треть цены, да и мне его унести). Самого ходить не пускали, только во время остановки. Он любитель по горке одной и той же вверх-вниз бегать. Но сейчас уже приближается к возрасту, когда с ним уже можно идти в заданном направлении.

На самом деле то ли волна такая пошла, то ли я как раз недавно вступила в испанскую камино-группу на фб, но часто вижу фото деток в рюкзаке, примерно нашего возраста. Конечно, не на редких путях, тут мы отличились. Но, с другой стороны, сначала опробовали на Английском, он попроще. (Кстати, отличный вариант получить компостелу без очереди - просто нужно прийти с малышом)))
luchar
Aug. 24th, 2018 05:28 pm (UTC)
Мы, кстати, старшую носили в рюкзаке, был такой опыт. :) Двухлетний уже тяжелый. Я думала, немного больше года. :) Теперь придется в коляске везти. Кстати, Санабрес, мне кажется, можно с коляской пройти. Я не припомню там узких каменистых, непроходимых на коляске троп.
А мне так хочется на камино, но пока никак. :)) На осень другие планы.
black_marya
Aug. 24th, 2018 05:33 pm (UTC)
Это просто бальзам на душу! Спасибо)
Но проблема еще в том, что мне Санабрес хочется загодя, из Саламанки, а это 20-км этапами (которые не очень и ложатся) почти месяц.

А рюкзак был, наверное, около 15-ти.
luchar
Aug. 24th, 2018 10:20 pm (UTC)
С дочкой поговорили на эту тему. Она подтвердила, что есть только два участка со сложным покрытием и рельефом: подъем после Гранхи (но там можно обойти по дороге, как и сделали наши любимые белобородые дедушки-зизитопы, с которыми мы потом почти каждый день пересекались) и подъем после Осейры (но это альтернатива, ее можно пропустить, хотя монастырь интересный, но вы наверняка все это лучше меня знаете). После Саламанки два длинных этапа, под 40, не знаю, как их разбить. Мои дочки приехали в Саламанку, посмотрели город, переехали в Самору, а стартовали из Гранхи. Мы месяцем позже -- то же самое, но без Саламанки.
Про 15 кг вспомнила. Студенткой и позже часто ходила в горные походы (жили в 100 км от гор) и однажды у меня, 46-килограммовой хрупкой девушки, рюкзак с раскладкой весил 15 кг. Треть веса. :) Раскладки 6 кг. Вроде у меня что-то забрали, потом что-то съели, но было тяжко. А у вас весь путь такой вес. Сурово.

Edited at 2018-08-24 10:21 pm (UTC)
black_marya
Aug. 24th, 2018 05:02 pm (UTC)
А в Эйноа мы почему-то даже не видели ночевку... туда что ли из Эспелетта перенесли? Или я слишком гронзе доверилась, а они не все про Францию знают?
luchar
Aug. 24th, 2018 05:15 pm (UTC)
На гронзе как раз нашла: https://www.gronze.com/francia/aquitania/pirineos-atlanticos/ainhoa/gite-detape-harazpy . Но возможно, он не ложился на ваш расклад по километрам. Я еще на форуме скачала список альберге, которые были открыты весной этого года. Но что будет потом, не знаю. Мы с мужем решили, что будем проходить по немного километров. Правда, что потом делать в крошечной деревне, тем более, если будет холодно. :)
black_marya
Aug. 24th, 2018 05:21 pm (UTC)
Не было!
luchar
Aug. 24th, 2018 05:30 pm (UTC)
Очень хорошо, что появился. Буду тогда туда писать и узнавать ближе к делу. Мария, а что посоветуете там посмотреть рядом? Побережье от Ируна до Байонны не особо впечталило. Думаю, может, флиш посмотреть... Очень хочу. Сейчас еще на Винском есть тема, в которой выложили шикарные фотки флиша около Сумайи.
black_marya
Aug. 24th, 2018 05:42 pm (UTC)
Я смотрела вот здесь: http://www.euskal-herria.org/ Тут все достопримечательности отмечены. В шаговой доступности от Бастана ничего не видела. На Баскском больше - это один из старейших маршрутов, так ходили, пока не отвоевали Риоху у мавров. Около Сальватьерры стоит походить: там и дольмен интересный, и церковь (в Alaiza) со средневековой росписью - человечки-паломники такие странные:
Побережье не знаем совсем, не были там.
nic_angel
Aug. 24th, 2018 09:35 pm (UTC)
ух!))
lana_ustinov
Aug. 25th, 2018 12:19 pm (UTC)
средневековая роспись - человечки-паломники
Поразительно! Попыталась вспомнить состояние ребенка в возрасте до 2-х:) Однако... Я работала в то время в Швейцарии, бабушка (моя матушка) сидела в первый раз с одной Машкой, потом уже с двумя. Муж приезжал, брали машину и много путешествовали. Но на машине, возвращались спать домой:) И все равно было не просто. На какой-то горе (уже во второй раз, значит 3-хлетняя +) Машка отказалась идти, затребовала, чтобы отец нес, он устал, не сразу согласился, она от ярости плюнула ему на голову и стукнула кулаком (по голове же)..:) Такие подробности вылезают вдруг из памяти! Но - не об этом, а о том, трудно же!!! Одна кормежка чего стоит (если я, взрослый человек, одна - и часто не могу найти себе подходящую еду). Очень интересно про границу. Меня тоже удивила сильная разница сразу после пересечения реки между Португалией и Испанией. А Франция, насколько понимаю, жутко дорогая. Про Швейцарию и подумать срашно, хотя... вроде пара свободных дней намечается.
black_marya
Aug. 25th, 2018 12:29 pm (UTC)
Re: средневековая роспись - человечки-паломники
Да, именно с едой был связан наш страшный скандал: пришли в кафе, а там только бокадильо. Детеныш голодный, а есть отказывается. Явно рассчитывал, что в ресторане что-то вкусненькое будет (родители тоже). Дали молочко - не пьет. Но ревет, что голодный. На сюсю и конфетки сердобольных испанцев не реагирует. Пришлось бутер в зубы и бежать оттуда. Так и понесли, потом уже в дороге молочко пил и уже позднее тортильей в другом городке кормили. Это была последняя тортилья на камино, больше никто из нас ее видеть не мог)
Но в целом у нас (тьфу-тьфу) очень позитивный человечек, поэтому и ходим с ним.

Edited at 2018-08-25 12:32 pm (UTC)
lana_ustinov
Aug. 25th, 2018 12:40 pm (UTC)
голодный, а есть отказывается
Прекрасно его понимаю:) И тортилью свою - в Бетансосе на Английском никогда не забуду! За десятку) Я ее в себя, конечно, впихнула, но это была моя первая и последняя тортилья в жизни. Молодцы, что с ним ходите! Уверена, что-то да останется. Иногда спрашиваю у дочери, что, мне кажется, забыть невозможно, - а она не помнит. Зато сын такое выдает... не верится, что такое можно помнить, - а помнит.
black_marya
Aug. 25th, 2018 12:31 pm (UTC)
Re: средневековая роспись - человечки-паломники
А вы в Via Francigena Ru на фб состоите? Там недавно кто-то шел по Швейцарии... альберг для молодежи за 80 франков, если не путаю...
lana_ustinov
Aug. 25th, 2018 12:42 pm (UTC)
Re: средневековая роспись - человечки-паломники
Да, состою. Но не очень внимательно читаю. Альберг за 80 - это все-таки запредельно. Может, просто гостиница.
( 20 comments — Leave a comment )